| ||||||
|
| |||||
Польза и вред сравненийПольза и вред сравнений
Постоянное сравнение вашего ребенка с другими детьми может оказаться слишком болезненным ударом по его самолюбию. Если вы не хотите, чтобы он перестал себя уважать, плакал и страдал - помогите ему стать лучше, избавив от необходимости конкурировать с более развитыми ребятами. Польза конкуренции между детьми – распространенное заблуждение. К сожалению, некоторые родители считают, что если сравнивать ребенка с другими детьми, он исправится, подтянется, догонит и перегонит лидера. «Смотри, Маша завязала шнурок, а ты...», «Леша уже ездит на велосипеде, а ты все трусишь», - эти слова можно услышать на любой детской площадке. Но если бы с помощью таких увещеваний можно было исправить положение, все дети поголовно стали бы вундеркиндами. Почему же этого не происходит? Дело в том, считают психологи, что, когда малыша сравнивают с Машей, Колей или Галей, он видит в этом одни лишь упреки и не знает, за что заслужил столь плохое к себе отношение. Быть может, его родители больше любят Машу? Часто, поверив в это, ребенок может привлекать внимание родителей вовсе не достижениями, а плохими поступками, может ударить ту же Машу, исподтишка устроить каверзу более удачливому брату.
Сравнение, бесспорно, лучший инструмент для воспитания целеустремленности и желания быть лучше. Но сравнение не с другими детьми, а... с самим собой. Можно сказать, например: «Смотри, как Маша аккуратно пишет...», но можно «Вчера у тебя эти буквы получались куда лучше...» Этим вы даете ребенку понять, что не Маша вами любима, пусть она даже действительно пишет аккуратнее.
Есть ряд игр, в которых дети не конкурируют друг с другом за право кому-то одному получить приз, поощрение, похвалу, а взаимодействуют, вместе приходя к какому-то результату и получая коллективную награду. Например, стоит вместе попытаться нарисовать рисунок, куда каждый ребенок добавит свою черточку. Из игр соперничеств хороши футбол, хоккей, лапта, то есть такие, где ребенок учится играть в команде и противостоять команде.
Не злитесь, если, к примеру, Вася умеет собирать радиоприемник, а ваше чадо только сидит и о чем-то мечтает. Возможно, если все время кивать на Васю, ребенок и возьмет в руки паяльник, и даже не исключено, свяжет свою жизнь с радиотехникой. Но в душе он все равно останется мечтателем - писателем, художником, поэтом. Работу свою будет ненавидеть, когда-нибудь признается вам в этом и на ваш недоуменный вопрос: «Так зачем же ты…»- ответит: «Но ты же этого хотела!» А все потому, что когда-то вы сравнивали его с Васей. Поощряйте ребенка в том занятии, которое ему нравится, развивайте его реальные, а не придуманные вами таланты.
Не оценивайте однозначно достижения и неудачи ребенка. Если сказать: «Ты сделал это очень плохо», то это заставит его страдать и чувствовать себя ущербным среди других детей. Но и беспрерывные восторженные отзывы не помогут адекватной самооценке. Хвалить ребенка нужно за то, что он действительно сделал хорошо.
В жизни маленького человека очень много разочарований. Ведь чем старше он становится, тем чаще обращает внимание на промахи и сам невольно сравнивает себя с другими детьми. На этом этапе важно успокоить чадо, не возводить ошибку в десятую степень, не заострять на ней внимание. Например, так: «Ты оступился, это бывает, такова жизнь. Но это не значит, что в следующий раз ты совершишь ту же ошибку. Давай вместе подумаем, как можно исправить положение».
6. НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА И помните! К конкуренции нужно готовить ребенка постепенно. Вы обязаны сказать, что жизнь состоит не только из побед, но и из поражений, и задача маленького человека научиться эти поражения превращать в победы. Заболел и немного отстал в математике - не беда - зато есть время прочесть книгу и блеснуть на уроке литературы. Проиграл спортивные соревнования - получил стимул для дальнейших тренировок... Но в то же время существует такая вещь, как родительское честолюбие. Предположим, хотя не факт, что Вася или Люба, которые в песочнице затмевали вашего ребенка, и во взрослой жизни будут верховодить - получать большие зарплаты, совершать открытия и сниматься в кино. Но стоит ли по этому поводу убиваться? Вовсе нет! У каждого человека свой, особенный, путь в жизни. Один становится олигархом, а другой плотником или учителем. Однако олигарх при всех своих миллионах может оставаться несчастным и презираемым, в то время как учитель - уважаем, любим и незаменим (хотя бы и в масштабе родной школы). И кому в голову придет, что такого человека судьба обделила? То-то же...
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |